Музыканты в Древнем (и современном) Египте.

Музыканты в Древнем Египте и современном Египте (балади) имели и поныне имеют высокий статус. Сами древнеегипетские боги-нетеру изображались на стенах храмов, играющими на музыкальных инструментах. Профессия музыканта была явным и практическим следствием той выдающейся функции, которую играла музыка в египетском обществе.

Музыканты исполняли свои определенные роли. Некоторые из их музыкальных званий: надзиратель, преподаватель (инструктор), руководитель над музыкантами, учитель, музыканты Маат - хозяйки Нетеру, музыканты Амона, музыканты Великой Эннеады, музыканты Хет-Херу (Хатор) и т.д. Должность хирономида (дирижера/маэстро) так же упоминается в древнеегипетской литературе.

В музыкальную профессию включался весь спектр храмовых и других общественных мероприятий. Многочисленные и хорошо подготовленные группы певцов и танцоров изучали и практиковали целый свод правил для проведения представлений/выступлений, подходящих к каждому конкретному случаю.

Египетским воплощением музыканта был HeruBehdety (Гор), аналог древнегреческого Аполлона. Диодор Сицилийский так писал в своей книге о HeruBehdety и его девяти музах, хорошо владеющих различными искусствами, связанными с музыкой:

Ausar (Осирис) любил смех, был без ума от музыки и танцев; поэтому его окружало множество музыкантов, среди которых были 9 девушек, умеющих петь и обученных другим искусствам, их называли Музами; а предводителем их, как считалось, был Heru Behdety (Аполлон), прозванный из-за этого Мусагетом (Аполлон Мусагет, «Предводитель муз»).

Изредка на египетских фресках музыканты изображались слепыми или с завязанными глазами – чтобы подчеркнуть метафизический аспект музыки.

Музыкальный оркестр

Музыкальные инструменты различаются по диапазону, разнообразию и силе звучания, ударной силе, скорости артикуляции повторной ноты и по тому, какое количество нот одновременно они способны воспроизводить. Для воспроизведения всех музыкальных звуков древними египтянами использовалось большое количество разнообразных инструментов.

Хочу заметить, что диапазон музыкальных инструментов, рассматриваемый в этой книге, ограничен теми, аналоги которых существуют и в наше время. Некоторые инструменты древних египтян слишком сильно отличаются от современных, чтобы их можно было как-то классифицировать.

В Древнем Египте музыкальные коллективы были весьма многочисленны и разнообразны. Малые и большие ансамбли использовались для разных целей, что мы и можем проследить на изображениях в египетских постройках.



Из древнеегипетских скульптур явно следует, что их музыкантам были известны три главные составляющие симфонии – гармония инструментов, голосов, и голосов с инструментами. Игра на музыкальных инструментах происходила под управлением движений рук дирижеров. Положения их рук показывают широкий диапазон: унисон (или созвучие), аккорд, многоголосие (полифония) и др.

Египетский оркестр/ансамбль состоял в основном из 4 видов инструментов:

1. Струнные инструменты с открытыми струнами, такие, как цитра, лира, арфа и др.

2. Щипковые инструменты со струнами, натянутыми над грифом: танбур, гитара, уд/лютня и др.

3. Духовые инструменты, как флейта, дудка/труба и др.

4. Ударные инструменты, как барабаны, трещотки, колокольчики…

В следующих главах будут детально описаны древнеегипетские инструменты согласно выше приведенной классификации.

Глава 2

СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Древнеегипетские струнные инструменты делятся на две основные группы:

1. с открытыми струнами – лиры, арфы, цитры и т.д. они, как правило, настраиваются на слух на квинту и кварту. Настройка осуществляется путем зажимания струны (С), поднятием другой струны до верхней квинты (G), затем возврат к нижней четверти (D), и, подойдя к (А), снова поднимаемся к квинте, и так далее. Этот диапазон между квинтой и квартой называется полным звукорядом.

2. с натянутыми над грифом струнами – гитары, лютни и др., их характерной особенностью является четко выраженный гриф. При игре на этих инструментах используется раздельный метод. Игра осуществляется путем зажима струны вдоль грифа на определенном расстоянии (с использованием ладов) следующим образом:

1/2 длины для целой октавы

1/3 длины для квинты

1/4 длины для кварты

Есть, однако, лиры, цитры и арфы, у которых зажимают струны, а также танбуры с открытыми струнами.



Лира

Древнеегипетская лира имеет раму в форме скобы (хомута), состоящую из двух изогнутых дуг, выступающих из резонаторного корпуса, и соединяющей их перекладины.

Два основных вида лиры в Древнем Египте:

1. асимметричной формы, с двумя расходящимися асимметричными дугами, скошенной перекладиной и звукоснимателем.

2. симметричной прямоугольной формы, с двумя параллельными дугами, сходящимися под прямым углом перекладинами и звукоснимателем.

В обоих случаях, качество звука зависело от звукоснимателя, который обычно был квадратной или трапециевидной формы.

Многие древнеегипетские лиры отличались замечательным звучанием и имели по 5, 7, 10 или 18 струн. Лиру прижимали локтем к боку и перебирали струны пальцами или плектром (медиатором). Сам плектор (медиатор) изготавливали из панциря черепахи, слоновой кости или дерева и привязывали к лире веревочкой.

Многочисленные изображения того, как музыканты играют на лирах, показывает, что современная и древняя техники весьма схожи. Лиру держали в наклонном, а иногда даже в горизонтальном положении, на расстоянии от музыканта. Правой рукой при помощи плектра проводят по всем струнам сразу, а пальцами левой прижимают те струны, который в данный момент не используются. У древнеегипетской лиры в диапазоне было несколько октав, благодаря которым достигалось уникальное нарастание звука.

Экспозиция Лейденского музея в Берлине располагает отлично сохранившимися деревянными лирами, украшенными конскими головами. Их форма, дизайн, чередование коротких и длинных струн напоминает те, что изображены в некоторых древнеегипетских гробницах.

Вот еще несколько примеров найденных/изображенных лир:

1. Бронзовая статуя Беса, известного еще с додинастической эры (до 3000 года до н.э.), ударяющего по струнам лиры медиатором;

2. Симметричная лира из гробницы времен 6-й Династии (2323-2150 гг. до н.э., Саккара), идентифицированная ХансомХикманом;

3. Асимметричные лиры времен Среднего Царства (2040-1783 гг. до н.э.), изображенные в гробнице БениХассан;

4. Асимметричная лира с надписью, относящейся к Аменхотепу I (16 век до н.э.).

5. Симметричная 14-ти струнная лира из гробницы Кинебу (12 в. до н.э).

Tri-gonon/Tri-Ka-Nun (Цитра)

Иосиф Флавий в своем труде "История евреев" пишет, что древнеегипетские храмовые музыканты играли на энгармоническом треугольном инструменте (órganontrígononenarmónion). Слово trígonon состоит из двух слогов: «trí» и «gonon». Термин «trí» свидетельствует о форме и характере этого уникального египетского инструмента, который:

- сделан в форме треугольника или трапеции;

- все струны собраны в триплеты. Каждая струна в триплете имеет разную толщину и все они вместе настроены на звучание в унисон.

Греческий термин tri-gonon тесно связан с египетскимKa-Nun (в форме треугольника, треугольный). Тrigonon/tri-Ka-Nun в Египте известен как Ka-Nun – древнеегипетский термин, обозначающий персонификацию/воплощение (Ка) всего мира (Нун).

Ka-Nun/Канун, по свидетельству Иосифа Флавия, играл наиважнейшую роль в Древнем Египте.

- В 10 веке н.э. Ka-Nun/Канун упоминался аль-Фараби как инструмент с 45 струнами или 15 триплетами, который использовался еще в его время.

- Страной происхождения Ka-Nun всегда назывался Египет, который и до сих пор держит пальму первенства по его изготовлению. Название инструмента впервые упоминается в одной из сказок «1001 ночи» об Али ибн Баккари и Шамс аль Нахари (10 в. н.э.).

Современный канун представляет собой плоскую коробку в форме треугольника со струнами. Их количество варьируется от 21 до 28 триплетов (63 или 84 струны), но чаще всего встречается канун с 26 триплетами (78 струн). Каждый триплет настроен на звучание в унисон.

Струны перебирают черепаховым плектром (медиатором), прикрепленным к колечку, которое носят на указательном пальце левой или правой руки. Правой рукой берут нужную ноту, а левой удваивают ее в нижней октаве, за исключением тех пассажей, для проигрыша которых зажимают струну, чтобы изменить высоту тона. Инструмент имеет съемные перемычки, которые можно переместить под струны для изменения их длины и, соответственно, звучания. Техника игры на кануне такая же, как на лире и арфе.

Арфы

Древнеегипетские арфы различались по форме, размеру и количеству струн. Обычно на фресках изображены арфы с 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 17, 20, 21 и 22 струнами.

Арфа считалась преимущественно храмовым инструментом. Она часто изображалась в руках у богов.

Существовало два основных вида арф:

1. маленькая переносная (наплечная) арфа (малая дуга). Такие наплечные арфы можно увидеть во многих музеях мира. Как и у других подобных инструментов, у арф была основа, легко передвигавшаяся из стороны в сторону, сверху вниз и наоборот. Это, своего рода, подвесная рамка для струн, позволявшая быстро настраивать арфы на разные лады.

2. большая дуговая (в форме лука) или угловая арфа. В Египте было несколько вариаций таких арф, различающихся по размеру и конструкции, в зависимости от того, располагался держатель струн сверху или снизу, а также от формы резонатора – прямой или изогнутой. Между дуговой и угловой арфами нет никакой разницы, поскольку они производили одинаковый звук.

Вот несколько древнеегипетских арф, изображенных на фресках или найденных на раскопках:

Техники игры на арфе

Струны на арфе перебирали при помощи пальцев или плектра (медиатора).

Древние египтяне были хорошо знакомы со многими приемами игры, что можно увидеть на фресках гробниц всего Династического периода. На них изображены техники игры как одной, так и двумя руками.

1. Игра одной рукой.

У арфы каждой ноте соответствует своя «открытая» струна. Метод игры одной рукой основан на раздельном способе извлечения звуков путем зажимая струны на определенной длине. В этом случае только одна рука зажимает струну, в то время как другая щиплет ее, извлекая звук.

Чтобы зафиксировать струну в нужном положении, музыкант пальцем левой руки оттягивает и прижимает струну на определенном расстоянии от грифа, таким образом «укорачивая» или останавливая длину вибрации самой струны. Благодаря этому можно получить звучание в заданной тональности.

Техника игры одной рукой дает возможность получать неограниченное количество тонов.

Существует много артефактов, запечатлевших эту технику. На них отчетливо видно, как изгибается зажатая струна. Примеры:

2. Игра двумя руками.

Техника игры двумя руками заключается в том, что музыкант может щипать струны всеми пальцами обеих рук по желанию одновременно, либо одну за другой, добиваясь полифонии или хорового звучания. «Ненужные» струны приглушаются ладонью другой руки.


mezhdunarodnaya-napryazhennost-na-rubezhe-1970-1980-h-gg.html
mezhdunarodnaya-obstanovka-v-pervoj-polovine-20-h-godov-i-vneshnyaya-politika-sovetskogo-gosudarstva.html
    PR.RU™