Материально-техническая база рыбного хозяйства и оценка её состояния

Под материально-технической базой понимают «совокупность материальных, вещественных элементов, средств производства, которые используются и могут быть использованы в экономических процессах. Материально-техническая база экономически включает отраслевую структуру с выделением основных и вспомогательных отраслей инфраструктуры»[341]. Соответственно материально-техническая база (МТБ) рыбного хозяйства, естественным образом включает в себя МТБ отраслей и подотраслей рыбного хозяйства.

Так как ядром рыбного хозяйства на сегодня в России продолжает оставаться рыбная промышленность, соответственно основу МТБ рыбного хозяйства составляют основные производственные фонды: флот, здания, сооружения, оборудование. Немаловажное значение имеют структура и состояние: портового хозяйства, судостроения и ремонта, рыбоводства, научно-исследовательской базы, учебных организаций, пр.

Только крупные компании, имеющие полную технологическую цепочку, а также такие компании, как ОАО «Океанрыбфлот», имеют в своём арсенале современные высокотехнологичные суда. В связи с этим, при изношенных, в большинстве случаев как морально, так и физически судах рыболовного флота, в целом показатели износа неодинаковы, и колеблются от 25%[342] до 80%.

Флот и судостроение. Основу материально-технической базы рыбного хозяйства составляет флот, прежде всего промысловый. Рыболовный флот обеспечивает около 90 % общего объема вылова водных биологических ресурсов, и за счёт сосредоточенного на судах более 75 % производственных мощностей отрасли, вносит свой вклад в выпуск пищевой рыбной продукции.

«В состав рыбопромыслового флота основных субъектов федерации входят:

1. Промысловый флот мощностью от 55 кВт и более:

а) Добывающий флот, в том числе по группам судов: крупные; большие; средние; малые и маломерные.

б) Приемо-обрабатывающий флот (обрабатывающий флот), в том числе по группам судов: плавбазы; производственные рефрижераторы.

в) Приемо-транспортный флот, в том числе по группам судам: крупнотоннажные рефрижераторы; среднетоннажные рефрижераторы; малотоннажные и речные транспортные суда.

г) Вспомогательный промысловый флот, в том числе по группам судом: научно-исследовательские суда; учебные суда; рыбоохранные суда.

2. Служебно-вспомогательный флот общего назначения, в том числе по группам судов: танкеры; сухогрузы; буксиры; катера; суда по предотвращению загрязнения моря»[343].

Численность рыболовецкого флота России никогда не была статичной даже в рамках одного бассейна. Наиболее наглядно это наблюдалось в XIX веке. Так согласно «особенной ведомости» - «Ведомости об Астраханском рыбном и тюленьем промыслах с 1804 по 1814 год», под грифом В, число судов для лова, в разные годы различалось следующим порядком: 3332 ед. в 1804 г., 420 ед. в 1808 г., 1956 ед. в 1811 г. и 1780 ед. в 1814 году (итого за 11 лет 17 239 ед.)[344].



Сам флот XIX в., начала XX в. формировался исходя из объектов промысла и условий конкретного бассейна, исторического развития промыслов.

Волго-Каспийский бассейн. «Во второй половине XIX в. морской помысел развивался с использованием деревянных рыбниц, лодок-бударок, кулазов, реюшек»[345]. «В 1883 г. на промыслах Северного Каспия появилась новая несамоходная баржа грузоподъёмностью 160 т. с механической холодильной установкой, способной замораживать рыбу до -5⁰С. Первый самоходный транспортный рефрижератор начал обслуживать промыслы Каспия с 1913 г.»[346].

Азово-Черноморский бассейн. «Флот Азовско-Черноморского бассейна в начале ХХ в. состоял из парусного-гребных деревянных судов. На Черном море к ним относились дуб, каюк, шаланда, баркас, фелюган, ялик, а на Азовском море - баркас, байда, водак, дук и каюк»[347].

В Северном бассейне к 1920 г. возрождающееся прибрежное рыболовство осваивалось деревянными судами, такими как: шляки, елы, карбасы и листер-боты. С начала 1920-х распространение получили моторные боты типа «Касатка» с помощью двигателя 25-50 л.с. «Механизация промысловых операций на этих судах выполнялась за счёт установки дрифтерного шпиля, сейнерной лебёдки и ярусоподъёмника, что позволяло судам работать как на дрифтерном, так и на кошельковом ярусном лове»[348].

Дальне-Восточный бассейн. В конце XIX в., начале ХХ в. Дальне-Восточный добывающий флот в основном состоял из деревянных лодок, мелких парусно-гребных судов, ботов разных типов, которые использовались только на прибрежном лове, но уже к 1910 г. рыбопромышленники бассейна имели паровые транспортные рефрижераторы для доставки замороженной рыбы в Европу и первые паровые траулеры»[349].



Западный бассейн. «В начале ХХ в. рыболовный флот западной России состоял в основном из деревянных парусно-гребных судов, наиболее крупными из которых были лайбы и соймы. Лайбы длиной 15-35 метров и соймы до 26 метров использовались и как транспортные суда. Наряду с соймами для лова рыбы использовались небольшие лодки «гдовни», строившиеся в этом регионе с давних времён кустарным способом»[350].

Соответственно, «технический прогресс во флоте шёл по трём направлениям: моторизация, хладофикация, специализация, т.е. создания специализированного обрабатывающего и транспортного флота»[351].

Развитие гражданского судостроения выпало на послевоенные годы – конец 40-х, начало 50-х, что в дальнейшем позволило за 15 лет с 1951 по 1965 гг. увеличить строительство рыбопромысловых судов почти в 9 раз, а по суммарной мощности – почти в 6 раз.

Строительство крупных заводов в Керчи и Николаеве и модернизация большинства судостроительных заводов СССР позволила в 1971-1975 гг. построить более 750 промысловых добывающих судов суммарной мощностью около 650 тыс. л.с.[352], при этом советские суда отличались от зарубежных такими характеристиками как: многоцелевым назначением (использование во всех промысловых сезонах), «лучшими условиями обитаемости, повышенной безопасностью мореплавания, непотопляемостью, техникой безопасности»[353].

Таблица 20

Количество построенных судов рыбной промышленности в 1971–1990 гг.[354]

Тип судов - Промысловые добывающие и добывающее-пере-рабатывающие 1971-1975 гг. 1976-1980 гг. 1981-1985 гг. 1986-1990 гг.
число судов
суммарная мощность, тыс. л.с.

Но уже с середины 70-х годов начинается сокращение строительства судов гражданского назначения. «Объем строительства промысловых судов сократился почти на 200 судов или на 30%, хотя суммарная мощность построенных добывающих судов сохранилась практически на том же уровне за счёт строительства крупнотоннажных мощных траулеров вместо среднетоннажных»[355].

Тенденция сокращения строительства судов продолжилась и в 1981-1985 гг. В указанный период было построено 480 судов мощностью 580 тыс. л.с. Однако уже в 1986-1990 гг. («Перестройка»), объём промыслового судостроения вырос до 560 судов суммарной мощностью около 630 тыс. л.с. В этот же период рыболовная отрасль добилась самых высоких показателей добычи рыбы за всю отечественную историю. Исходя из того, что до 1990 г. отечественное судостроение было одним из самых мощных в мире, СССР был в числе лидеров мирового рыболовства. Количество построенных основных типов промысловых судов приведено в табл. 20.

Конверсия судостроительного производства, начатая в 1988 г. и последующий развал СССР, привели к тому, что новейшие судостроительные заводы, способные строить современные суда, в том числе особо крупные, остались в Украине, а те, что остались в России были способны строить лишь малотоннажные и среднетоннажные суда.

Приватизация и связанное с ней «мельчание» предприятий, последующие прекращение централизованных дотаций и капитальных вложений, разрушение отраслевых и межотраслевых связей, отсутствие средств на обновление флота у рыбодобывающих компаний, поставили судостроительные предприятия в тяжёлое финансовое положение. Прекратилось строительство судов на заводах Красноярский ССЗ, Гороховецкий ССЗ. Строительство промысловых судов постоянно сокращалось и с 1991 по 1998 гг. уменьшилось в 12 раз, а по мощности в 9 раз [356] (табл. 21).

Таблица 21

Динамика постройки судов в России в 1990-е годы[357]

Тип судов - Промысловые добывающие 1991 г 1992 г 1993 г 1994 г 1995 г 1996 г 1997г 1998 г 1999 г
количество судов
мощность, тыс. кВТ

Изменение состояния рыбопромыслового флота за 1992-2002 гг. представлен в табл. 22. Негативные изменения коснулись почти всех групп судам по видам флота. Исключение составили средние и маломерные суда добывающего флота, где пополнение судов, в т.ч. и за счёт новостроя, позволили увеличить данную группу (на 01.01.2002 г.) по сравнению с 01.01.1992 г. Соответственно на 168 ед. средних судов и на 33 ед. маломерных судов. Не претерпели изменения (за счёт пополнения в сравнении со списанием) в количестве судов и малотоннажные суда приёмно-транспортного флота.

Сокращение в указанный период крупных и больших судов добывающего флота, сокращение плавбаз в 3,3 раза, производственных рефрижераторов в 1,67 раз, вспомогательного флота в 1,78 раз отразились, в том числе на сокращении объёмов добычи рыбы.

Таблица 22

Изменение состояния рыбопромыслового флота за 1992-2002 гг., ед.[358]

Группы судов по видам флота Наличие на 01.01.92 Движение за 1992-2001 гг. Наличие на 01.01.02
Пополнение Списание
Всего в т.ч. новострой
1. Добывающий флот, в том числе:
1.1. Крупные
1.2. Большие
1.3. Средние
1.4. Малые
1.5. Маломерные
2. Обрабатывающий флот, в том числе:
2.1. Плавбазы
2.2. Производственные рефрижераторы
3. Приёмно-транспортный флот, в том числе:
3.1. Крупнотонажные и среднетоннажные суда
3.2.Малотоннажные суда
4. Вспомогательный промысловый флот
5.Всего судов рыбопромыслового флота

В 1996-2000 гг. программой развития рыбного хозяйства («Рыба-2000») было намечено строительство 260 судов суммарной мощностью 270 МВт, однако фактически было поставлено только 14[359]. При этом, и вначале 2000-х и в настоящее время «в силу ряда причин почти всё выпускаемое промышленностью России судовое комплектующее оборудование не соответствует современному техническому уровню и неконкурентоспособно, что приводит к необходимости его закупки за рубежом»[360].

Естественный физический и моральный износ флота, необходимый процесс воспроизводства вызывает потребность в строительстве и модернизации флота, однако этот процесс был нарушен. С 2004 по 2014 гг. средний возраст составляет у крупнотоннажных судов – 31 год, среднетоннажных – 29 лет[361]. При строительстве десятка судов, потребность в обновленном флоте измеряется сотнями. В таблице 23 приведена ориентировочная потребность в промысловых судах на период 2001-2010 гг.

В настоящее время Государственной программой «Развития рыбохозяйственного комплекса», рассчитанной до 2020 г. определено количество построенных и модернизированных судов рыбопромыслового флота с государственной поддержкой (нарастающим итогом)[362] (табл. 24). Количество запланированных судов, в качестве индикатора развития рыбохозяйственного комплекса до 2020 г., в количестве 6 единиц является необоснованно малым количеством.

Таблица 23

Ориентировочная потребность в промысловых судах в 2001-2010 гг.[363]

Тип суда Потребность по периодам
2001 - 2005 гг. 2006 - 2010 гг.
Промысловые суда, ед.

Выступая на парламентских слушаниях 26.03.2015 г., заместителем Председателя ЦК КПРФ, Председателем Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академиком РАН В.И.Кашиным было отмечено, что российский рыбопромысловый флот на 2015 г. «насчитывает 2196 судов различного назначения: добывающие, обрабатывающие, транспортные, научно-исследовательские и другие. Сложившийся к настоящему времени типовой состав и эксплуатационно-экономические параметры рыбопромысловых судов не обеспечивают их эффективную работу, особенно за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации. Физический износ рыбопромыслового флота составляет 91,5 процентов, и эта отметка является критической»[364].

Таблица 24


materialnoj-otvetstvennosti.html
materialovedenie-i-tehnologiya-konstrukcionnih-materialov.html
    PR.RU™